Правовед

Рейтинг

Лишение наследства




     Кроме назначения наследника в завещании могут найти свое выражение и некоторые другие распоряжения завещателя. Эти распоряжения завещателя могут выразиться, например, в устранении наследника от наследования.
      Свобода завещания включает в себя право лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону. Завещание может исчерпываться таким указанием. Эти правила закреплены в статье 1119 Гражданского Кодекса РФ:
« 1. Завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения…».
      Лишение наследства законных наследников – это волевое решение завещателя исключить определенных лиц из круга возможных правопреемников.
     Завещательное  распоряжение о лишении наследства  не нуждается в обосновании  или объяснении, представляемом наследникам, либо иным заинтересованным лицам.
  Правила российского наследственного права не предусматривают требования об обязательном поименном  лишении наследства лиц, относящихся к наследникам по закону. Такая необходимость обусловлена самим существом распоряжений об устранении от наследства.
        В тексте завещания распоряжение о лишении наследства может быть записано, например, посредством выражений: лишаю наследства такого-то; или устраняю от наследства такого-то (таких-то).
    Если лишение наследства касается конкретных лиц из круга наследников по закону, требуется точное их поименование,  либо такой способ их определения, который позволит без сомнений выделить лицо или лиц, лишенных наследства.
    Например, может представлять определенную трудность для толкования распоряжение завещателя о том, что он лишает наследства младшего сына. Младший сын по имени не назван и в завещании не указаны другие назначенные к наследству наследники. На момент открытия наследства последнего по времени рождения сына наследодателя  не оказалось в живых. Таким образом, из оставшихся в живых на день открытия наследства двух сыновей наследодателя, один, конечно, был младшим. Однако, текст завещания не позволяет в данной ситуации получить недвусмысленный ответ на вопрос, кто же был лишен наследства.
    Если указание о лишении наследства сделано применительно ко всем без исключения наследникам по закону либо применительно к определенной очереди (очередям) наследников по закону, поименное их перечисление не является обязательным условием действительности такого завещательного распоряжения, поскольку круг наследников по закону определенно и исчерпывающе установлен в самом законе. В таком случае может быть употреблено выражение: «всех моих наследников по закону (такой-то очереди) наследства лишаю».
       Итак, устранить от наследования неугодного ему наследника завещатель может двояким путем. Составляя свое завещание, завещатель может просто умолчать в завещании об этом наследнике, распределив все свое имущество между остальными наследниками или предоставив это имущество одному или нескольким из них. В этом случае завещатель, не сказав ничего о данном наследнике, просто обходит его молчанием. Таким образом, устранение наследника совершается не прямо, а косвенно. Наследник устраняется в силу того, что все наследственное имущество оказывается завещанным другому или другим наследникам.
        Примером подобного косвенного устранения может быть гражданское дело по иску О. А. С. к Ш.Н.М., Ф. Т. В., о признании недействительным завещания. Не вдаваясь в нюансы дела, отметим формулировку  решения  Центрального районного суда г. Кемерово от  23 декабря 2004 года. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд мотивирует свое решение следующим образом: «…Судом установлено, что истица является  внучкой, в силу статей  1142 и 1146 ГК РФ,    наследницей по закону    Осиповой    Е.Г.,    умершей 15 ноября 2000 года. Являясь единственной собственницей квартиры расположенной по адресу: г. Кемерово, ул. Весенняя, 15 -. 72, Осипова Е.Г. составила нотариально удостоверенное завещание в соответствии со ст. 1125 ГК РФ, в котором завещала Ш.Н.М. спорную квартиру.
     Согласно ст. ст. 1119 ГК РФ Осипова Е.Г. была вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения.
         Поскольку, истица на момент смерти Осиновой Е.Г. не являлась ни
несовершеннолетней, ни нетрудоспособным иждивенцем Осиповой Е.Г., и
совместно с ней не проживала, поэтому она в силу ст. 1149 ГК РФ не имеет право на обязательную долю в наследстве…».
        Таким образом, в указанном примере наследодатель не указал прямо в завещании, что лишает наследника наследства. Наследодатель завещал квартиру иному лицу, тем самым наследника устранив.
      От такого фактического лишения наследства путем предоставления завещателем всего наследственного имущества другому или другим наследникам надо отличать устранение наследника посредством прямо выраженного в завещании желания завещателя лишить кого-либо из наследников или всех их права наследования. На первый взгляд может показаться, что как в том, так и в другом случае правовой результат всегда будет одинаков: наследник окажется устраненным от наследования. Однако это не так.
     Завещание, содержащее назначение определенного лица наследником всего или части наследства, означает тем самым устранение от наследования завещанного имущества  всех других лиц, входящих в круг наследников по закону. Такое умолчание о других наследниках по закону вызывает иные правовые  последствия, нежели прямое лишение наследства.
       Если завещание как основание наследования не подлежит исполнению ввиду отсутствия наследников по завещанию, отказа их от наследства, непринятия ими наследства или по иным основаниям, к наследованию имущества, свободного от завещательных распоряжений, призываются наследники по закону, которые не были лишены наследства, но о которых завещатель умолчал при совершении завещания.
    В этих случаях устраненный завещателем наследник  возрождается в своем праве наследования. Ведь при отпадении наследника по завещанию, по общему правилу, наследство переходит к наследникам по закону, а, следовательно, законный наследник, фактически устраненный завещателем от наследования, все же будет призван к наследованию.
      Наконец, может быть и такой случай, когда часть имущества окажется незавещанной. В этом случае "обойденный" завещателем наследник все же будет призван в качестве наследника по закону в незавещанной части имущества.
      При прямом устранении наследника от наследования, что бы ни произошло с назначенным в завещании наследником, лишенный наследства наследник путем прямо выраженной на то воли завещателя является устраненным от наследства окончательно (кроме случая признания завещания недействительным). Поэтому вопрос о форме устранения наследника в завещании (прямо или косвенно) имеет существенное практическое значение.
    Таким образом, приходим к выводу, что умолчание – относительно слабый способ устранения от наследства, его действие ограничивается лишь рамками наследования по завещанию.
   Прямое лишение наследства – способ более решительный и, несомненно, более действенный. Он не зависит от оснований, по которым будет осуществляться наследование.
      Такие правовые последствия лишения наследства вытекают из положений закона, согласно которому, наследование  по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
     Право лишения завещателем наследников права на наследство ограничено нормой об обязательной доле в наследстве.


Использованная литература:

1.Серебровский В.И., Избранные труды по наследственному и страховому праву;
2.М.С Абраменков, П.В. Чугунов, Наследственное право, учебник, издательство Юрайт, 2015 г.


Комментариев нет:

Отправить комментарий